Меню

Эффективное взаимодействие выпускников и работодателей – миф, воплощенный в реальность

Проблема трудоустройства выпускников вузов не перестает быть актуальной  последние 10-15 лет. Поиском ее возможных решений сегодня озабочены и государственные органы, и учебные заведения, и даже работодатели.

С одной стороны, университеты ежегодно выпускают тысячи студентов. Но поиск работы для них становится сложной задачей, ведь предприятия хотят видеть практические навыки и знания по специальности, а не хорошо вызубренную теорию. Молодому специалисту на рынке труда приходится довольно сложно, он не всегда понимает, что именно нужно от него работодателю.

Компании предпринимают определенные шаги для решения данной проблемы: многие из них открывают обучающие центры, занимаются подготовкой кадров для обеспечения своих внутренних потребностей. Встает резонный вопрос: зачем вчерашнему школьнику получать высшее образование в вузе, если он может пойти в подобный центр, пройти обучение и получить гарантию трудоустройства? Но дело в том, что количество предприятий, организовывающих данную инициативу, ничтожно мало, так как не все могут себе это позволить.

Работодатели обращаются в университеты с просьбой внесения изменений в программы обучения, предлагают более эффективные, на их взгляд, системы построения учебных занятий. Однако бюрократический механизм в нашей стране настолько могуч и велик, что дальше разговоров дело не доходит, внести изменения в существующие учебные планы не самая простая задача.

Нужны новые форматы, новые способы взаимодействия университетов и работодателей, которые в рамках обучения позволят показать студентам не только «как это должно быть», но и «как это есть на самом деле». Одним из таких механизмов принято считать наставничество, но далеко не в каждой компании найдутся специалисты, готовые потратить свое время на обучение «новичков», к тому же, мы снова упираемся в вопрос эффективности. Становится ясно: метод требует доработки.

1 марта 2018 года на Международном Санкт-Петербургском Форуме Труда HR-ассоциация Санкт-Петербурга и Ленинградской области совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом представила общественности результаты реализации пилотного проекта по трудоустройству «ПЕРСОНАЛьная работа». В чем уникальность его реализации? Выпускник может «капитализировать» свою дипломную работу под руководством наставника – эйчара-практика, доработав ее совместными усилиями до жизнеспособного проекта в течение 1 месяца. Результат – факт трудоустройства выпускника или внедрение проекта на конкретном предприятии.

Старт мероприятия поддержали в Санкт-Петербургском  государственном университете. Из числа дипломных работ выпускников, обучающихся по специальности управление персоналом, были отобраны лучшие и переданы на экспертизу в HR-ассоциацию. Таким образом, три выпускника стали участниками проекта «ПЕРСОНАЛьная работа», реализация которого, пусть и на локальном уровне, показала, что при осознанном выборе и заинтересованности обеих сторон успех гарантирован.

«Мы получили возможность удовлетворить свое профессиональное любопытство, услышать советы от опытных специалистов интересующих их сфер деятельности, - делится мнением студентка СПбГУ, участник «ПЕРСОНАЛьной работы» Анна Оганесян. - Более того, после адаптации своей дипломной работы под специфику конкретного предприятия стало понятно, что это уже не просто папка, пылящаяся на полке после окончания университета, а прикладной проект, в реализации которого заинтересованы работодатели».

В качестве экспертов и наставников вступили члены HR-ассоциации, заинтересованные в привлечении молодых талантов к себе на предприятия. «Работа с выпускниками в рамках проекта значительно отличается от привычного формата взаимодействия с молодыми кадрами. Если раньше ко мне приходили студенты, полные энтузиазма и готовые взяться за все и сразу, а в результате начатое так и не доводилось до конца, потому что угасал интерес, то здесь я увидела конкретику в работе, что особенно ценно. Я понимала, что потрачу время не впустую, что сама идея уже есть, нужно только задать вектор и определить правильную форму. Безусловно, это было что-то новое, но нам, специалистам, работающим в сфере уже много лет, иногда нужна такая встряска и поток новых мыслей» - делится впечатлениями эксперт проекта, наставник Маргарита Крутова.

Презентация итогов на МФТ-2018 показала, что такой формат сотрудничества вузов и предприятий дает положительные результаты. Погрузившись в тематику отрасли, пообщавшись с опытными специалистами-практиками, выпускники сформировали четкое понимание о своей будущей трудовой деятельности. А эксперты, в свою очередь, получили качественные проекты, полностью готовые к реализации и, что немаловажно, они познакомились с молодыми кадрами, которые могут взять на себя эту работу.

Вторая часть дискуссионной площадки была проведена в формате open space, участники обозначили волнующие их проблемы во взаимодействии студентов и работодателей. Жаркое обсуждение вызвал вопрос относительно функционала начинающих специалистов: что можно доверить новому сотруднику, учитывая его минимальный опыт? Сканировать и распечатывать документы выпускникам не интересно, да и профессиональному росту, на их взгляд, это не способствует. Но, как оказалось, даже такой процесс может быть полезным: во время выполнения подобных заданий есть возможность ознакомиться со спецификой деятельности компании и глубже погрузиться в рабочие процессы, - отметили профессионалы.

На данный момент подобный формат работы был опробован только в рамках сферы управления персоналом. «Мы начинаем эту работу постепенно, на локальном уровне, чтобы выработать эффективные механизмы сотрудничества студентов и экспертов. Уверена, что сегодняшний формат помог нам не только найти некоторые точки соприкосновения, но и осознать, что мы двигаемся в правильном направлении», - отмечает Президент HR-ассоциации Надежда Коротовских.

Подтверждением этому является интерес со стороны студентов к данному формату мероприятия – в Экспертный совет HR-ассоциации уже поступают первые заявки участников на 2019 год. Напоминаем, что таковыми могут стать студенты последних курсов и выпускники вузов. Свои пожелания и потребности могут направить HR-руководители и управляющие предприятий. HR-ассоциация планирует дальнейшее развитие проекта «ПЕРСОНАЛьная работа». Наиболее актуальные работы будут удостоены внимания общественности и ценной награды.

Подробнее о «ПЕРСОНАЛьной работе» Вы можете узнать на сайте HR-ассоциации, а также в социальных сетях.

Контактное лицо: Анастасия Тусеева, pr@hr-a.ru, 335-44-43, +79219811080

Тэги: