3 вида лентяев и как с ними быть
Лодыри и лентяи, разгильдяи и тунеядцы. Есть у вас такие в компании? Да где их только нет… Но есть мнение, что распознать лентяя можно уже на собеседовании. Как это сделать? Ведь лентяй лентяю рознь, и ведут они себя по-разному. Как раз об этом — сейчас и поговорим.
Работника-«лентяя» можно отнести к одному из трёх типов:
1. Энергосберегающий сотрудник
Он пассивен во всех проявлениях: двигается медленно, думает медленно, говорит ещё медленнее. Для начала работы ему нужен «пинок». Без этого толчка он так и будет сидеть на месте.
Как его узнать на собеседовании?
• Опоздав на собеседование, он может оправдаться примерно так: «не рассчитал время», «заблудился». Если для конкретной вакансии важна пунктуальность, такому сотруднику будет сложно справляться.
• На собеседовании эти люди неохотно берутся за решение практических задач, кейсов.
• Жесты медлительные, а порой жестикуляции нет даже там, где рассказ без неё неполон, неорганичен.
• Мимика также не отличается разнообразием.
• Если удастся взглянуть на почерк такого кандидата (именно на почерк, а не на подпись), то нажим будет слабым, буквы как бы вразвалочку, расслабленные и с неустойчивым наклоном.
2. Сотрудники, «решающие другие задачи»
Есть два вида таких сотрудников. Первые — те, кто желает «себя показать», а вторые — кто выбирает «пообщаться и расширить круг знакомств». Для обоих типов работа — дело второстепенное.
2.1. Сотрудник, желающий «себя показать»
Для таких сотрудников вполне нормально перепутать почту, потерять документы, не сообщить о важном звонке. А реальная причина и объяснение могут быть даже такими: он общался со своим другом/подругой «было совсем не до того...».
Как его узнать?
Проанализируйте по резюме список работодателей, опыт и периоды работы. Попробуйте найти подтверждение следующему (и на собеседовании тоже):
• Человек меняет место работы исходя из статуса, громкой должности и прочих нематериальных статусных привилегий.
• Они умеют себя преподнести на собеседовании, умеют понравиться и произвести хорошее впечатление. В их ответах будет много красочных слов и гладких описаний, а вот с деталями и фактами всё гораздо хуже. Зато они замечательно уклоняются от неудобных вопросов.
• Жестикуляция плавная, часто иллюстрирующая слова в контексте рассказа.
• Мимика подвижная и передающая всю гамму эмоций.
2.2. «Расширятель круга знакомств»
Такого сотрудника нелегко застать на рабочем месте. Он курсирует от кабинета к кабинету, общается с коллегами, собирает информацию, делится своими впечатлениями о прошедших выходных, или постоянно уходит попить чай, перекурить и так далее.
Как его узнать?
В первую очередь таких сотрудников выдаёт резюме. Это могут быть:
• «попрыгунчики», которые работают несколько месяцев, а потом меняют компании;
• адепты стиля жизни «полгода я работаю, полгода путешествую».
• Жестикуляция у них «широкая» (практически нет сковывающих жестов и поз) — хаотично иллюстрирующая слова в контексте рассказа.
• Мимика подвижная и передающая всю гамму эмоций.
3. Эмоционально выгоревший сотрудник
Сюда может попасть любой человек. Даже обладатель сильной воли и крепкий профессионал. Он никогда не слыл лентяем, но сейчас скован апатией — не работает с прежней отдачей и былой эффективностью.
Как его узнать?
• Оцените общий тонус собеседника: если в основном жесты направлены вниз, плечи опущены — это говорит о «нересурсности» состояния.
• Необходимо задавать вопросы, ответы на которые предполагают эмоциональную вовлеченность.
• Сухая констатация фактов, отсутствие эмоционального отклика во время разговора о своих успехах и любимых занятиях могут говорить об апатии и утрате вкуса к жизни и работе.
• Также эмоционально выгоревшего помогают распознать ответы на вопросы о его встречах с друзьями. Такие люди начинают вести замкнутый образ жизни, их сложнее вытащить куда-либо.
Стоит ли брать «лентяя» на работу? На этот вопрос невозможно ответить однозначно. Каждый человек уникален, поэтому все случаи нужно рассматривать по отдельности — и учитывать разные факторы. А главное помните: лентяям можно помочь!